Главная » Экологическое законодательство » Справочники, СНиП, ГОСТ » ГОСТ Р 52160-2003

ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"

Скачать документ Скачать документ

 

ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия.
Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТ Р 52160-2003


АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ.

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ


 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва


 

Предисловие


РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный  научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18.12.2003 N 375-ст
3 Настоящий стандарт соответствует  “ Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров “, принятому в Вене в 1997 году, а также требованиям ГОСТ Р 41.24-99 (Правила ЕЭК ООН № 24) "Единообразные предписания, касающиеся:
I официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран-членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" в части предельных значений дымности, минимальных требований и процедуры контроля.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Содержание


1  Область применения
2  Нормативные ссылки
3  Определения и обозначения.
4  Нормы дымности
5  Методы контроля
Приложение А Пересчет значений k в N
Приложение Б Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени(t) за единичный цикл свободного ускорения

 

 ГОСТ Р 52160-2003


Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия.
Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния


Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition


 Дата введения  2003-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей) категорий М1, М2,М3, N1, N2, N3 .

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-99 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
- I официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
- II официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
- III официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
- IV измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия.

 

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями.
3.1 свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачи топлива (далее - педаль) до упора.
3.2 максимальная частота вращения - пmax, мин-1: Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.
3.3 минимальная частота вращения - пmin, мин-1: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Требования, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении 8 ГОСТ 41.24.
3.5 эффективная база дымомера - L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с разделом 4 приложения 8 ГОСТ 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствие с приложением 9 ГОСТ 41.24
3.7 коэффициент поглощения света - k , м-1: Величина дымности, измеренная дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ¥.
3.8 коэффициент ослабления света- N, %: Величина дымности, измеренная дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения - kсу, м-1: Максимальная величина коэффициента поглощения (см. приложение Б) света, измеренная в режиме свободного ускорения.
3.10 предельно допустимая величина дымности - kдоп, м-1: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения света, установленное для автомобиля в соответствие с 4.2 или 4.3.
3.11 расчетное значение коэффициента поглощения света - kср,, м-1: Среднее арифметическое значение четырех последних измерений в соответствие с 5.4.1 или 5.4.2, которое принимается за результат измерения.
3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13. автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.

 

4 НОРМЫ ДЫМНОСТИ


4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. Пересчет k в N для дымомера с L , равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать:
- предельно-допустимое значение коэффициента поглощения света kдоп, указанное предприятием-изготовителем в знаке официального утверждения и нанесенное на двигатель/автомобиль в соответствие с приложением 3 ГОСТ Р 41.24 (Правила ЕЭК ООН № 24) для обкатанных автомобилей;
- более чем на 0,5м-1 предельных значений kдоп , указанных в знаке официального утверждения, для необкатанных автомобилей .
4.3 Дымность kдоп автомобилей, не имеющих знак официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м-1 - для двигателей без наддува;
3,0 м-1 - для двигателей с наддувом.

 

5 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ


5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 до 35оС и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения 8 ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100о С и погрешностью измерений не более ±2,5 % от верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин-1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % от верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения 9 ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60о С.
 Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения пmin и пmax , которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2 , N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач – селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание - При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на пmin равномерно перемещают педаль за 0.5-1.0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения kсу, на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения kсу, считают достоверными , если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1;
- определяют среднее арифметическое значение четырех последних измерений kср, которое принимается за результат измерения
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное значение среднего арифметического kср , полученное в одной из выпускных труб.

 

Приложение А


Приложение Б

Информация